История Религий
Зачёт
Книги
 

История мировых религий и основы философии

Вопросы к экзамену и зачёту

6. Раннее христианство

 

Христианство возникло в I в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. Возникновение христианства связано с деятельностью религиозного учителя и проповедника (по-еврейски: Иешуа-Га-Ноцри) или Иисуса из Назарета (небольшой город в Галилее, на севере Палестины). Его прозвище Христос является греческим переводом еврейского слова Мессия.

В основе христианства положена вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Одним из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух. Этот термин появился в конце II в. Учение о Троице развито в III в. Оригеном (ок. 185-253/254, христианский теолог, философ, филолог, представитель ранней патристики). Ориген жил в Александрии. Он оказал большое влияние на формирование христианской догматики и мистики. Соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, что привело впоследствии в 543 г. к осуждению идей Оригена как еретических. Учение Оригена вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры). Догмат о Троице был закреплен на 1-м (325 г) и 2-м (381 г) вселенских соборах.

Источником вероучения христианства является Священное предание, главным в нём является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм.

Нам известно немного подлинных обстоятельств жизни Иисуса. Практически всё, что мы знаем о нём, содержится в Евангелиях — книгах, созданных через несколько десятилетий после казни Иисуса и, вопреки распространенному мнению, не имевших целью изложить его биографию. Основная задача Евангелий — сообщить людям добрую весть (евангелие и означает по-гречески — «благая весть») о приходе в мир Спасителя, Помазанника, Сына Божия, его деяниях, смерти и воскресении. Этой задаче подчинены и отбор фактов и их интерпретация. Именно евангельский образ Иисуса воздействует на умы миллионов людей на протяжении двух тысячелетий.

Из большого количества произведений этого жанра христианской церковью было отобрано четыре, признанных боговдохновенными и, по-видимому, в большей степени, чем другие, достоверных. Это — Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Написаны были Евангелия во второй половине I века. Самое раннее из них — Евангелие от Марка, самое позднее — Евангелие от Иоанна. Опираются Евангелия на рассказы учеников и последователей Иисуса, передававших из уст в уста его высказывания и некоторые обстоятельства жизни. Неудивительно поэтому, что сообщения евангелистов не всегда согласуются между собой. Написаны Евангелия на древнегреческом языке — обиходном языке межэтнического общения в восточном Средиземноморье того времени. Имеются древние свидетельства, что Евангелие от Матфея было первоначально написано на арамейском или древнееврейском языке, но если даже это и так, то до нас дошел только греческий текст.

Среди исследователей существуют разные точки зрения на степень достоверности фактов, сообщающихся в Евангелиях. Бесспорным можно считать лишь то, что в 20—30-е годы I века н.э. (в период правления римского императора Тиберия) в Иудее действовал проповедник (пророк) по имени Иешуа, призывавший к всеобщему покаянию и предрекавший скорое наступление Царства Божия на земле. Можно считать достоверным и то, что в своих проповедях он резко критиковал иудейское жречество, что его проповедь показалась опасной и первосвященникам Иерусалимского храма, и римским оккупационным властям, что он был распят на кресте по приговору иудейского суда — Синедриона, утвержденному римским прокуратором (наместником) Понтием Пилатом, что, наконец, ученики Иисуса поверили в его чудесное воскресение и начали широко распространять учение Христа и рассказывать о его воскресении и вознесении на небо.

Проповеди Иисуса заключались в призыве к покаянию, смирению, долготерпению, в провозглашении первенства искренней веры и добра над ветхозаветными ритуалами, в утверждении любви и милосердия. Своим учением, жизнью, полной гонений и унижений, Иисус открыл людям то, что дух Божий — любовь — живет в каждом человеке. Слова Нагорной проповеди утешали всех обездоленных, страдальцев, «униженных и оскорбленных». В первые столетия к христианам примыкали преимущественно люди, не удовлетворенные официальной идеологией, господствующими формами культуры и религиозными культами Римской империи, которая вступала, в период кризиса. Людей разного этнического и социального происхождения влекли к церкви любовь и взаимопомощь, царившие в христианских общинах, вера в единого Бога, высокая мораль, человеческий образ святого страдальца Христа. Широко было и географическое распространение христианства: Палестина, Сирия, Малая Азия, Египет, Греция, Рим, Галлия — практически вся Римская империя, а также сопредельные страны — Персия, Кавказ, Эфиопия, Аравия.

Хотя в Римской империи в целом господствовала веротерпимость, христиане с самого начала стали подвергаться жестоким преследованиям: слишком непривычными и противоречащими официальной системе ценностей были мировоззрение и образ жизни христиан. К тому же христиане отказывались присоединиться к официальному религиозному почитанию римского императора, предпочитая мученическую смерть измене своим убеждениям. Первое большое гонение на христиан, сопровождавшееся массовыми жестокими казнями, произошло в Риме уже в 60-е годы I века, в правление императора Нерона. Об этом гонении сообщает известный римский историк Тацит. Гонения не были постоянными и повсеместными. Они перемежались временами относительного покоя, однако оставались постоянной угрозой первохристианам. И в этих преследованиях со стороны властей Римской империи была своя логика: не призывая к бунту, уча, наоборот, послушанию властям, христианство тем не менее отрицало самые основы античного общества с его идолопоклонством.

Между тем во II — III веках христианство усиливалось и количественно и качественно. Общины превращались в организованные структуры во главе с епископами и пресвитерами. Возрастали связи между общинами, которые считались членами единой церкви. Особую роль со временем стала играть христианская община столичного Рима, епископы которого, получившие титул папы (по-гречески — отец), настаивали на привилегированном положении в церкви, основанном на предании, согласно которому первым епископом Рима был святой Петр, считавшийся первым среди апостолов.

В середине III века начался тяжелый экономический и политический кризис Римской империи, сопровождавшийся гражданскими войнами и междоусобицами. К концу века ситуация стабилизировалась. Император Константин I Великий (285—337) в 311 году издал эдикт о веротерпимости и перешел к политике покровительства христианству. При его преемнике Констанции (317—367) христианство фактически становится господствующей религией Римской империи. Церковь, вступив в союз с государственной властью, всё более проникается воинственным миссионерским духом.

В IV — V веках в острых спорах происходит оформление догматов — основ христианского вероучения. Главным его моментом является представление о единстве и одновременной троичности Бога, в соответствии с которым Бог оказывается единым в трёх лицах — Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Иисус Христос — это одновременно Бог и человек со всеми свойствами человеческой природы (кроме греховности). Это учение было выработано замечательными мыслителями — богословами, названными позднее Отцами церкви, которые творчески использовали опыт великих греческих философов, и утверждено Вселенскими соборами — собранием представителей всей церкви.

На I Вселенском Соборе в 325 году был принят первый вариант Символа веры — краткого изложения основ христианского вероучения. В 381 году на II Вселенском Соборе в Константинополе Символ веры (с поправками) был окончательно утверждён.

Символ веры провозглашает основные догматы христианства:

  1. Монотеизм (единобожие).
  2. Признание Бога творцом мира (это учение называется креационизмом от латинского creatio — творение).
  3. Божественность Иисуса Христа, его единосущность (т.е. полное равенство) Богу-Отцу и несотворённость (т.е. вечность).
  4. Участие Бога-Сына в творении мира.
  5. Вочеловечение Иисуса Христа и его рождение от Духа Святого и Девы Марии.
  6. Спасительность миссии Христа, в частности спасительность его крестных мук и смерти.
  7. Реальность страданий и смерти Христа.
  8. Отнесение земной жизни Христа к конкретной исторической эпохе («...при Понтии Пилате»).
  9. Воскресение Христа и его вознесение к Богу-Отцу.
  10. Второе пришествие Христа во славе, его суд над живыми и мертвыми и установление его царства, которому «не будет конца».
  11. Божественность Духа Святого, его исхождение от Отца (у католиков — также и от Сына).
  12. Вдохновленность библейских пророков Святым Духом.
  13. Единство, святость, целостность и апостольское происхождение Церкви.
  14. Необходимость крещения.
  15. Воскресение мертвых и вечную жизнь.

К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с X в. На сегодняшний день общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

 

 

Скачать



Hosted by uCoz