Дипломатия
Лекции
Зачёт
Дипломаты
Книги
 

Основы дипломатии

Вопросы к экзамену и зачёту

10. Основные виды и случаи применения дипломатических документов

 

Ежедневная работа дипломата заключается в работе с документами: чтение, подготовка, оформление различных документов. Вся информация, предназначенная для собственного правительства, либо для передачи представителям другого государства, заключается в определённого вида дипломатических документах. Обмен информацией между самими дипломатами тоже имеет вид дипломатических документов.

Необходимо сказать, что работа дипломата не только тесно связана с документами, но и ещё качество работы дипломата зависит от его литературных талантов. Для многих людей гораздо труднее передать смысл на бумаге, да и ещё суметь изложить его в грамотной форме. Устно это сделать гораздо легче (передать необходимый смысл), потому что существует несколько способов общения, которые значительно облегчают задачу – это вербальное и невербальной общение.

Вербальное общение – передача информации в устной или письменной форме.

Невербальное общение – общение с помощью жестов, мимики, части этикета и т.д.

Дипломат в некоторых ситуациях должен уметь выразить свои мысли в краткой и чёткой форме (деловая обстановка), иногда в каких-то более красноречивых витиеватых и образных формах (в высшем обществе: с королевой, президентом и т.д.), а бывают случаи, когда дипломату необходимо сначала выведать «прощупать» тему разговора с собеседником, чтобы, не высказав своего мнения прямо, выяснить его отношение к интересующей дипломата теме разговора.

«Язык – оружие дипломата»

Работа с документами:

  1. для работы дипломата важны литературные способности;
  2. в разных ситуациях от дипломата требуется разный подход в беседе: краткость и чёткость изложения – деловая обстановка, витиеватость и образность – неформальная обстановка или с представителями высшего общества (королева, президент и т.п.).

Общие принципы дипломатических документов:

  1. уважение и достоинство (общение между государствами должны строится на равных. Любой дипломатический документ имеет свой протокол составления: предполагает список обращений к тем или иным главам государств, главам правительства, к другим дипломатическим работникам. Использование этого протокола составления дипломатических документов показывает в письменной форме уважение к адресату.);
  2. как правило, дипломатические документы начинаются с комплимента и заканчиваются им (даже если это какой-то протест, то отправитель не должен опускаться ниже дипломатического достоинства и достоинства межгосударственного общения, он должен соблюдать форму приличия в документе, т.е. начать и закончить документ формами уважения и, скорее всего комплиментами);
  3. дипломатические документы обычно не только содержат оценку тех или иных факторов, их описание, отношение государства к ним, но и предложения, информацию о предстоящих шагах государства или правительства;
  4. документ не должен содержать фраз принуждающего характера (Ваше правительство должно, Вы обязаны и т.п.) не должен содержать обидных сравнений, насмешек, повышение тона (даже протест выражается в приличных фразах; дипломатический язык настолько тонок, что, составляя какой-либо документ необходимо помнить об особенностях страны: совершенно безобидная шутка на Западе может быть воспринята Восточными странами как серьёзная обида);
  5. дипломатические документы часто содержат упреждающие аргументы (нас могут обвинить в национализме, но, опережая обвинение мы говорим, что это не национализм, а защита интересов и достоинства русскоязычного населения на Кавказе).

Виды дипломатических документов:

  1. Нота – это документ, содержание которого должно быть предметом серьёзного и скорейшего рассмотрения;
    • Вербальная нота – дипломатическая нота без подписи, приравниваемая к устному заявлению (раньше вербальной нотой называли документ, не предназначенный для опубликования, заявление сделанное в устной форме, а потом записанное; сейчас вербальной нотой называют документ, написанный в третьем лице на нотном бланке, не подписанный официальным лицом (могут быть только инициалы главы посольства), заверенный лактичной гербовой печатью (был документ с печатью – синей, поставленной лично (лактичной), потом его ксерокопировали; вербальная нота охватывает самый широкий круг вопросов от запроса о агремане до выражения протеста в отношении протеста государства);
    • Личная нота – документ, составленный в первом лице на нотном бланке с государственным гербом и подписью под гербом «Министерство Иностранных Дел» или «Посольство». Личная нота содержит обращение, документ может быть напечатан (на компьютере или печатной машинке), но обращение и заключительный комплимент обязательно пишутся от руки (в противном случае это будет неуважением к адресату). Личная нота не должна быть написана карандашом, лучше всего, если обращение и заключительный комплимент будут написаны перьевой ручкой. Обычно личной нотой посол извещает других послов о вручении им верительных грамот или оповещает о прибытии в столицу страны пребывания.
    • Обращения используемые в личных нотах: к министру иностранных дел – господин Министр или Ваше представительство, к послу – господин Посол или Ваше представительство; к лицам духовного звания: к папе – Ваше святейшество, к кардиналу – Ваше преосвященство, к архиепископу – милорд или Ваша светлость, к епископу – милорд или Ваша милость; в Англии: к государственному деятелю – обязательно упоминание дворянского титула (сэр, лорд и т.д.)

Нота начинается с официального обращения, потом следует комплимент (если вы сообщаете что-то официальное, то нота начинается со слов «Имею честь сообщить Вам, что…»), завершающий комплимент «Прошу Вас (титул или обращение) принять заверения в моём глубочайшем к Вам уважении…».

Нота должна быть по содержанию краткой без лишних фраз, тщательно отредактированной.

Частные письма полуофициального характера:

  1. Пишутся на официальном бланке (посла РФ или министра иностранных дел);
  2. Формат обычно половины страницы А4;
  3. Содержит обращения и комплименты (комплименты могут быть нестандартными («Многоуважаемый» или «Мой дорогой» или в конце «С наилучшими пожеланиями»));
  4. Дата и подпись в документе обязательны.

Назначения письма:

  1. Установление личных контактов с разными целями (бизнеса, политической информации и т.д.);
В Англии подобные письма после приглашения на частный приём подтверждают намерение продолжать общение, отсутствие – говорит о нежелании поддерживать отношения (но бывают лица, которым вы не можете не послать ответного письма (королева и т.п.).
2005

 

Скачать

Hosted by uCoz